Музыкальная энциклопедия

  • (a баллата, итал. - в стиле баллады) - обозначение в нотах, указывающее на повествовательный, "балладный" характер музыки. Применяется обычно в

  • (аббандонаменте, итал. - произвольно, непринуждённо, отдаваясь во власть чувств) - термин, введённый композиторами-романтиками для обозначе

  • (аббассамйнто ди мано, итал., букв. - опускание руки) - термин, применяемый в муз.-исполнительской практике: 1) опускание, падение руки при дири

  • (аббассаменто ди войс, итал.) - ослабление голоса.

  • (аббассандо, итал. - понижая, ослабляя) - обозначение, применяемое в нотном письме; указывает на то, что исполнитель должен постепенно уменьш

  • (а бенеплaчито, итал. - по произволу, по желанию исполнителя, как угодно) - то же, что и Ad libitum (l).

  • (а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "А с." происходит от слова капелла и вошё

  • (аччаккатура, итал., букв. - вмятина) - вид мелизма, мелодическое украшение, широко применявшееся в орг. и клавирной музыке, особенно в 17 и 18 вв.

  • ("акта музиколугика") - музыковедч. журнал. Орган Междунар. об-ва музыковедения. Выходит поквартально. Первоначально (1928-1930) издавался в Лейпц

  • см. Scharf.

  • (адажийтто, правильнее ададжийтто, итал., уменьшит, от adagio) - термин, применяемый к музыке, по характеру близкой к adagio, но исполняемой в более

  • (адажио, правильнее ададжо, итал., букв. - тихо, спокойно, медленно) – 1) Термин, первоначально означавший (согласно Й. Й. Кванцу, 1752) "с нежность

  • (ад либитум, лат. - по желанию, по собственному усмотрению), в нот. письме указание на то, что исполнителю предоставляется известная свобода в

  • (а дуэ корде, итал. - на двух струнах) - указание, применяемое в фп. произведениях. Следуя ему, пианист нажимает на левую педаль и сдвигает клав

  • (аффеттуoсо, итал. - очень нежно, страстно, порывисто) - термин, обозначающий характер исполнения.

  • (aгнус дeи, лат. - агнец божий) - католич. песнопение, заключительный раздел мессы. Полный текст: Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis - "Агнец божий, ты, г

  • (а ливр увер, франц. - с листа) - исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного её разучивания; то же, что a prima vista.

  • (aлла брeве, итал.). 1) Обозначение тактового размера 2/2, реже 4/2. Записывается знаком или цифрой 2. Во времена И. С. Баха знак нередко выставлялс

  • (aлла полaкка, итал. - в характере "польского", полонеза) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её назв. ил

  • (блла тедeска, итал. - в немецком стиле) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её назв. или частью назван

  • (aлла тэрка, итал. - в турецком стиле) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её названием или частью назв

  • (аллегрeтто, итал., уменьшит. от allegro). 1) Термин, указывающий на оживлённый и грациозный характер музыки, часто с элементами танцевальности. В

  • (аллйгро, итал., букв. - весёлый, живой). 1) Термин, первоначально означавший (по Й. Й. Кванцу, 1752) "бодро", "живо". Как и др. подобные обозначения, ст

  • ("aльгемайне музикблише цaйтунг") - нем. муз. журнал. Осн. в Лейпциге в 1798 И. Ф. Рохлицем, состоявшим его ред. до 1819 (сотрудничал до 1835). Издавался

  • (алль' оттaва, итал. - октавой выше) - обозначение, применяемое в нотном письме. Показывает, что исполнитель должен играть октавой выше написа

  • (алль' оттaва бaсса, итал. - октавой ниже) - обозначение, применяемое в нотном письме. Показывает, что исполнитель должен играть октавой ниже н

  • (альтернативо, итал.; франц. alternativement, букв. - попеременно, от лат. alter - один из двух) - в старинных двухчастных танц. пьесах обозначение, указыв

  • (аморусо, итал. - любовно, нежно, ласково) - термин, применяющийся для обозначения характера исполнения. Используется гл. обр. в пьесах умерен

  • (анш, франц. - язычок). 1) Металлич. пластинка в язычковых орг. трубах, вибрирующая под напором воздушной струи. 2) Anches - собират. назв. всех язычк

  • (андaнте, итал., букв. - идущий шагом, от andare - идти). 1) Термин, обозначающий спокойный, размеренный характер музыки, темп обычного, неторопливо

  • (андантино, итал., уменьшит. от andante). 1) Термин, применяемый к музыке в характере andante, но с более лёгкими, менее подчёркнутыми акцентами на осн

  • (а пьячeре, итал. - по желанию, по своему усмотрению) - указание в нотах, согласно к-рому исполнителю предоставляется свобода в выборе того или

  • (а плeно вуче, итал. - полным звуком, в полный голос) - обозначение в нотах, указывающее на то, что исполнитель должен играть полным звуком или

  • (аппассионaто, итал. - страстный, от appassionare - возбуждать страсть) - термин, применяющийся для обозначения характера исполнения того или иного

  • (а прима виста, итал. - с первого взгляда) - то же, что и а livre ouvert.

  • ("Архив фюр музиквиссеншафт") - нем. музыковедч. журнал. Издавался Ин-том музыкознания в Бюккебурге с 1918; до 1919 издавался нот. фирмой "Брейткоп

  • (aрко, итал. - смычок) - обозначение в партии смычкового инструмента, указывающее на то, что следует вновь играть смычком после игры pizzicato.

  • (арс антиква, лат. - старинное искусство) - наименование, к-рое дали культовой полифонии 12-13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопо

  • (арс нува, лат. - новое искусство) - прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило назв. в противовес ars antiqua

  • (аве Мария, лат. - привет тебе, Мария) - муз. произв., написанное на текст одноим. католич. гимна или на свободный текст, включающий обращение к

  • b (лат.) 1) Вторая буква алфавита музыкального. В период раннего средневековья служила названием и буквенным обозначением второй ступени зву

  • badinerie (бадинaж, бадинри, франц. - шутка, шалость), - название частей инстр. сюит нем. и франц. композиторов 18 в., к типич. признакам к-рых относятс

  • (баллйтто, итал., от позднелат. ballo - танцую). 1) Итал. назв. балета. 2) Небольшое вок. сочинение аккордово-полифонич. склада и танц. характера, бли

  • (бaссо континуо; итал.) – см. Генерал-бас.

  • (бaссо остинaто; итал., букв. - упорный, бас) - одна из вариационных форм, осн. на многократном повторении неизм. темы в басу при меняющихся верх

  • (баттута; итал., от battere - ударять). 1) Такт, удар; ударение на начальной (тяжёлой) доле такта; обозначения - ritmo di tre (di quattro) battute (напр., в скерцо 9-й

  • ("Бaйтреге цур Музиквиссеншафт") - нем. музыковедч. журнал. Издаётся с 1959 в Берлине (ГДР). Выходит 1 раз в квартал. Ред. Г. Кнеплер. Журнал освещае

  • (бенедиктус, лат. - благословен) - католическое песнопение, раздел мессы. Полный текст: Benedictus qui venit in nomine Domini, т. е. "Благословен грядущий во имя

  • (берсёз, франц.) – см. Колыбельная песня.

  • (бибельрегаль, нем., букв. книга-орган), муз. инструмент - маленький орган-портатив с язычковыми регистрами, складывавшийся в виде книги. Был

  • (бифaра, итал.) – см. Tremulant.

  • (брaччо, итал., букв.- рука) - термин, применявшийся в 16-17 вв. для обозначения смычковых инструментов, при игре опиравшихся о плечо (viola da braccio), в

  • (брeвис, лат., букв. - короткий) - знак мензуральной нотации (, ), с 15 в. обозначавший относительно короткую длительность. В совр. нотации обознач

  • (брэстверк, нем.) - группа регистров органа. Трубы Б. расположены в центре и в передней части инструмента. Обычно придаются второму или треть

  • 1) Третья буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение III ступени распространённого в раннем средневековье муз. звукоряда

  • (камбиaта, итал. - обменная нота, от cambiare - изменять) - термин, применявшийся в теории музыки 17-18 вв.; обозначает диссонирующий звук, появляющий

  • (кантaбиле, итал., букв. - певуче, от cantare - петь; франц. cantable). 1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17-18 вв. она становится важнейшим позитивны

  • (кбнтус фирмус, лат., букв. - сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo) - в 15-16 вв. тема крупного хорового произв. (ин

  • (кончeрто грoссо, итал., букв. - большой концерт) - жанр старинной ансамблевой инстр. музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Сев. Италии почт

  • (консeр спиритюэль, франц.) – см. "Духовные концерты".

  • (крешйндо, итал., букв. - увеличивая, нарастая) - постепенное увеличение силы звучания. Масштабы и характер использования С., как и противопол

  • 1) Четвёртая буква алфавита музыкального; название и букв. обозначение IV ступени распространённого в период раннего средневековья звукоря

  • (да кaпо, итал., букв. - от головы; сокр. D. С.) - обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу с начала и до конца (в случае отсутствия допо

  • (даль сeньо, итал. - от знака, сокр. dal S., D. S.) - обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу от особого знака (; , §).

  • (декрешиндо, итал., букв. - уменьшаясь) – см. Diminuendo.

  • (деташe; франц., от detacher - отделять) - в игре на смычковых инструментах извлечение каждого звука отд. плавным движением смычка (вниз или вверх).

  • (диес ире, лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla - День гнева, этот день превратит века в пепел) - ср.-век. католич. песнопение (секвенция). Выражает иде

  • (диминуэндо, итал., букв.- уменьшая; сокр. dim. или dimin.) - постепенное ослабление силы звучания. В нотах обозначается знаком (в прошлом применял

  • (дивизи, итал., мн. ч. от diviso - разделённый, сокр. div.) - разделение орк. партии однородных инструментов (напр., первых скрипок) в местах, изложенн

  • 1) Шестая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение VI ступени распространённого в период раннего средневековья звукор

  • (фoрте, итал., букв. - громко, сильно; сокращённое обозначение f) - одно из важнейших динамич. обозначений (см. Динамика). По смыслу противополож

  • (фортиссимо, итал. - очень громко) – см. Forte.

  • 1) седьмая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение VII ступени существовавшего в период раннего средневековья звукор

  • ("Гаудеамус", лат. - "Будем радоваться") - популярная студенч. песня. Прототипом песни явилось песнопение 13 в., обработанное в 1781 нем. странству

  • Gedeckt (гедaкт, гедйкт, нем., букв. - закрытый; англ. covered stops, франц. jeux bouchйs), - орг. регистр лабиальной группы семейства флейтовых в нем. органах. Т

  • (гемсхoрн, нем.; англ. goat-horn) - орг. регистр лабиальной группы. В старинных органах идентичен регистрам Spitzflцte, Spielflцte, Scnwegel, Nachthorn. С конца 19 в. G.

  • (глурия, лат. - слава, первое слово фразы Gloria in excelsis Deo - "Слава богу в вышних") - католич. песнопение, вторая часть мессы. Композиторы разд. эпох (

  • (грбве, итал., букв. - тяжело, серьёзно, важно). 1) Муз. термин, появившийся в нач. 17 в. Отражал характерные для стиля барокко устремления к фунда

  • обозначение второй высокой ступени муз. звукоряда раннего средневековья, к-рым было заменено прежнее ее обозначение - В durum (лат. твёрдое), в

  • (хaуптверк, нем.; англ. full или great organ, франц. grande orgue) - совокупность основных, наиболее характерных, "блестящих" и мощных регистров органа. Их тр

  • (хульфлёте, нем.; англ. hohlflute; франц. flete) - лабиальный открытый регистр органа. Относится к семейству флейтовых, состоит из труб цилиндрич. фор

  • ("Гэдебни рузгледи") - чехословацкий муз. журнал. Издавался в 1924-28 в Брно; был осн. В. Гельфертом и редактировался им (с 1925 совм. с Л. Кундерой). В

  • ("Гэдебни вйда") - чехословацкий музыковедческий журнал. Начал издаваться в 1961 по инициативе кабинета совр. музыки при Союзе чехословацких к

  • ("Квартбльник музычны") - польский науч. музыковедч. журнал. Осн. в 1911 в Варшаве. В 1911-14 орган Науч. секции при Варшавском муз. об-ве (изданы 6 том

  • (кирие элeйсон, греч. Kurie eleison - господи, помилуй) - католич. песнопение, начальный раздел мессы. Нередко обозначается одним словом Kyrie. Входит т

  • (лакримуза, от лат. Lacrimosa dies ilia qua resurget ex favilla judicandus homo reus - Слёзный это будет день, когда мир восстанет из пепла и грешный склонится перед судьё

  • (ламeнто, итал. - жалоба, жалобная песнь) - обозначение музыки жалобного, скорбного, печального характера. Обычно L. представляет собой законч

  • (ларгeтто, итал., уменьшит.0 от largo, букв. - довольно широко) - обозначение умеренно медленного темпа, с к-рым связывается представление и об опр

  • (ларго, итал., букв. - широко) - обозначение медленного темпа, нередко указывающее и на определённый характер музыки. Обычно оно применяется в

  • (легaто, итал., букв. - связанно, плавно, от legare - связывать) - связное исполнение звуков, когда они как бы переходят один в другой. Противополож

  • (лeнто, итал., букв. - медленно; франц. lent, lentement) - обозначение темпа, близкого к largo, но не связанного с характерной для последнего полнотой и ос

  • (лунга, лат., букв. - длинная, долгая) - знак мензуральной нотации (). Обозначал относительно долгую длительность.

  • (мaксима, лат. - самая большая, самая долгая; франц. duplex longa - удвоенная лонга) - знак мензуральной нотации (). Обозначал самую долгую длительнос

  • ("Мелос") - нем. муз. журнал (ФРГ). Основан в 1920 в Майнце Г. Шерхеном и X. Мерсманом; выходил в 1920-26, 1927-43. В 1946 издание "М." возобновила фирма Шотт (ру

  • (мeсса ди вуче, итал.) - динамич. украшение долго выдерживаемого звука, характерное для итал. вок. стиля бельканто. Наз. также "филировкой" звук

  • (мeцца вуче, итал. - вполголоса) - тихое, неполное звучание голоса. Особый приём вок. исполнения, требующий спец. технич. мастерства; также один

  • (Мизерeре) - церк. католич. песнопение. (Название - от первого слова лат. текста 51-го, в католич. литургии - 50-го псалма "Miserere mei Deus" - "Помилуй меня,

  • (модерфто, итал., букв. - умеренно; франц. modуrу, сокр. mod.) - обозначение умеренного темпа. Обычно термин "М." понимается как сокращение слов allegro m

  • ("Музика") - нем. муз. журнал (ФРГ). Издаётся в Касселе с 1947 муз.-издат. фирмой "Беренрайтер" ("Беренрайтер-Ферлаг"). Основатель В. Швингер; в соста

  • ("Мэзика д'уджи") - итал. муз. журнал. Издавался в Милане в 1919-42 и 1958-66. Основатели: К. Клаузетти (с 1926 ред.) и Р. Валькаренги. До 1920 выходил 1 раз в к