Музыкальная энциклопедия

  • (a баллата, итал. - в стиле баллады) - обозначение в нотах, указывающее на повествовательный, "балладный" характер музыки. Применяется обычно в

  • (аббандонаменте, итал. - произвольно, непринуждённо, отдаваясь во власть чувств) - термин, введённый композиторами-романтиками для обозначе

  • (аббассамйнто ди мано, итал., букв. - опускание руки) - термин, применяемый в муз.-исполнительской практике: 1) опускание, падение руки при дири

  • (аббассаменто ди войс, итал.) - ослабление голоса.

  • (аббассандо, итал. - понижая, ослабляя) - обозначение, применяемое в нотном письме; указывает на то, что исполнитель должен постепенно уменьш

  • (а бенеплaчито, итал. - по произволу, по желанию исполнителя, как угодно) - то же, что и Ad libitum (l).

  • (а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "А с." происходит от слова капелла и вошё

  • (аччаккатура, итал., букв. - вмятина) - вид мелизма, мелодическое украшение, широко применявшееся в орг. и клавирной музыке, особенно в 17 и 18 вв.

  • ("акта музиколугика") - музыковедч. журнал. Орган Междунар. об-ва музыковедения. Выходит поквартально. Первоначально (1928-1930) издавался в Лейпц

  • см. Scharf.

  • (адажийтто, правильнее ададжийтто, итал., уменьшит, от adagio) - термин, применяемый к музыке, по характеру близкой к adagio, но исполняемой в более

  • (адажио, правильнее ададжо, итал., букв. - тихо, спокойно, медленно) – 1) Термин, первоначально означавший (согласно Й. Й. Кванцу, 1752) "с нежность

  • (ад либитум, лат. - по желанию, по собственному усмотрению), в нот. письме указание на то, что исполнителю предоставляется известная свобода в

  • (а дуэ корде, итал. - на двух струнах) - указание, применяемое в фп. произведениях. Следуя ему, пианист нажимает на левую педаль и сдвигает клав

  • (аффеттуoсо, итал. - очень нежно, страстно, порывисто) - термин, обозначающий характер исполнения.

  • (aгнус дeи, лат. - агнец божий) - католич. песнопение, заключительный раздел мессы. Полный текст: Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis - "Агнец божий, ты, г

  • (а ливр увер, франц. - с листа) - исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного её разучивания; то же, что a prima vista.

  • (aлла брeве, итал.). 1) Обозначение тактового размера 2/2, реже 4/2. Записывается знаком или цифрой 2. Во времена И. С. Баха знак нередко выставлялс

  • (aлла полaкка, итал. - в характере "польского", полонеза) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её назв. ил

  • (блла тедeска, итал. - в немецком стиле) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её назв. или частью назван

  • (aлла тэрка, итал. - в турецком стиле) - обозначение в нотах. Применяется обычно в начале муз. пьесы, может служить её названием или частью назв

  • (аллегрeтто, итал., уменьшит. от allegro). 1) Термин, указывающий на оживлённый и грациозный характер музыки, часто с элементами танцевальности. В

  • (аллйгро, итал., букв. - весёлый, живой). 1) Термин, первоначально означавший (по Й. Й. Кванцу, 1752) "бодро", "живо". Как и др. подобные обозначения, ст

  • ("aльгемайне музикблише цaйтунг") - нем. муз. журнал. Осн. в Лейпциге в 1798 И. Ф. Рохлицем, состоявшим его ред. до 1819 (сотрудничал до 1835). Издавался

  • (алль' оттaва, итал. - октавой выше) - обозначение, применяемое в нотном письме. Показывает, что исполнитель должен играть октавой выше написа

  • (алль' оттaва бaсса, итал. - октавой ниже) - обозначение, применяемое в нотном письме. Показывает, что исполнитель должен играть октавой ниже н

  • (альтернативо, итал.; франц. alternativement, букв. - попеременно, от лат. alter - один из двух) - в старинных двухчастных танц. пьесах обозначение, указыв

  • (аморусо, итал. - любовно, нежно, ласково) - термин, применяющийся для обозначения характера исполнения. Используется гл. обр. в пьесах умерен

  • (анш, франц. - язычок). 1) Металлич. пластинка в язычковых орг. трубах, вибрирующая под напором воздушной струи. 2) Anches - собират. назв. всех язычк

  • (андaнте, итал., букв. - идущий шагом, от andare - идти). 1) Термин, обозначающий спокойный, размеренный характер музыки, темп обычного, неторопливо

  • (андантино, итал., уменьшит. от andante). 1) Термин, применяемый к музыке в характере andante, но с более лёгкими, менее подчёркнутыми акцентами на осн

  • (а пьячeре, итал. - по желанию, по своему усмотрению) - указание в нотах, согласно к-рому исполнителю предоставляется свобода в выборе того или

  • (а плeно вуче, итал. - полным звуком, в полный голос) - обозначение в нотах, указывающее на то, что исполнитель должен играть полным звуком или

  • (аппассионaто, итал. - страстный, от appassionare - возбуждать страсть) - термин, применяющийся для обозначения характера исполнения того или иного

  • (а прима виста, итал. - с первого взгляда) - то же, что и а livre ouvert.

  • ("Архив фюр музиквиссеншафт") - нем. музыковедч. журнал. Издавался Ин-том музыкознания в Бюккебурге с 1918; до 1919 издавался нот. фирмой "Брейткоп

  • (aрко, итал. - смычок) - обозначение в партии смычкового инструмента, указывающее на то, что следует вновь играть смычком после игры pizzicato.

  • (арс антиква, лат. - старинное искусство) - наименование, к-рое дали культовой полифонии 12-13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопо

  • (арс нува, лат. - новое искусство) - прогрессивное направление в музыке, возникшее во Франции и Италии в 14 в. Получило назв. в противовес ars antiqua

  • (аве Мария, лат. - привет тебе, Мария) - муз. произв., написанное на текст одноим. католич. гимна или на свободный текст, включающий обращение к