Музыкальный словарь » Что такое «Баланчивадзе Мелитон Антонович»?

Значение слова, определение и толкование термина

Баланчивадзе Мелитон Антонович

Balanchivadze Meliton Antonovich

( 24 XII 1862, дер. Баноджа, ныне Цхалтубского р-на - 21 XI 1937, Кутаиси)

М. Баланчивадзе выпало на долю редкое счастье - положить первый камень в фундамент грузинской художественной музыки и затем с гордостью наблюдать, как на протяжении 50 лет здание это росло и развивалось.

Д. Аракишвили

М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яркий и энергичный пропагандист народной грузинской музыки, Баланчивадзе всю свою жизнь посвятил созданию национального искусства.

У будущего композитора рано обнаружился хороший голос, и с детских лет он начинает петь в различных хорах сначала в Кутаиси, а затем в Тбилисской духовной семинарии, куда был определен в 1877 г. Однако карьера в духовной области не привлекала молодого музыканта и уже в 1880 г. он поступил в певческую труппу Тбилисского оперного театра. В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор. Работа в хоре была связана с обработками народных напевов, требовала владения композиторской техникой. В 1889 г. Баланчивадзе поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н. Римский-Корсаков (композиция), В. Самусь (пение), Ю. Иогансон (гармония).

Жизнь и учеба в Петербурге сыграли огромную роль в становлении творческого облика композитора. Занятия с Римским-Корсаковым, дружба с А. Лядовым и Н. Финдейзеном помогли утвердить в сознании грузинского музыканта собственную творческую позицию. В ее основе было убеждение о необходимости органичной взаимосвязи грузинской народной песенности со средствами выразительности, откристаллизовавшимися в общеевропейской музыкальной практике. В Петербурге Баланчивадзе продолжает работать над оперой "Дареджан Коварная" (ее фрагменты были исполнены еще в 1897 г. в Тбилиси). В основу оперы положена поэма классика грузинской литературы А. Церетели "Тамара Коварная". Сочинение оперы затянулось, и она увидела свет рампы лишь в 1926 г. в Грузинском театре оперы и балета. Появление "Дареджан Коварной" стало рождением грузинской национальной оперы.

После Октябрьской революции Баланчивадзе живет и работает в Грузии.

Здесь в полной мере воплотились его способности как организатора музыкальной жизни, общественного деятеля и педагога. В 1918г. он основал музыкальное училище в Кутаиси, а с 1921 г. возглавил музыкальный отдел Наркомпроса Грузии. В творчество композитора вошли новые темы: хоровые обработки революционных песен, кантата "Слава ЗАГЭСу". Для декады литературы и искусства Грузии в Москве (1936) была сделана новая редакция оперы "Дареджан Коварная". Немногочисленные произведения Баланчивадзе оказали огромное влияние на последующее поколение грузинских композиторов. Ведущие жанры его музыки - опера и романсы. Лучшие образцы камерно-вокальной лирики композитора отличаются пластичностью мелодики, в которой ощущается органичное единство интонаций грузинской бытовой песенности и русского классического романса ("Когда я смотрю на тебя, К тебе стремлюсь я вечно, Не жалей меня", популярный дуэт "Весна" и др.).

Особое место в творчестве Баланчивадзе занимает лирико-эпическая опера "Дареджан Коварная", отличающаяся яркой напевностью, самобытностью речитативов, богатством мелоса, интересными ладогармоническими находками. Композитор не только использует подлинные грузинские народные песни, но в своих мелодиях опирается на характерные закономерности грузинского фольклора; это придает опере свежесть и неповторимость музыкальных красок. Достаточно искусно разработанное сценическое действие способствует органичной целостности спектакля, не утерявшего значения и в наши дни.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный франц. нар. танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату.

  • (Rota) Нино (3 XII 1911, Милан - 10 IV 1979, Рим) - итал. композитор. Занимался в Миланской консерватории (с 1923), затем брал уроки у И. Пиццетти в Милане (1925-26)

  • (Hood) Мантл (р. 24 VI 1918, Спрингфилд, шт. Иллинойс) - амер. этномузыколог и композитор. Обучался композиции у Э. Тоха в Калифорнийском ун-те в Лос-Ан